Отпускная пора к середине сентября постепенно сходит на нет. Однако большинство жителей столицы Калмыкии воспользоваться летними денёчками для оздоровления так и не смогли. Курорты стали не по карману, а единственный в городе водоём со стоячей водой - Колонский пруд - все жаркие дни был закрыт то из-за кишечных палочек, то из-за холерных вибрионов.
Досуг люди коротали в духоте квартир, уже даже не мечтая искупаться в Элистинском водохранилище, которое обещал построить 6 лет назад Алексей Орлов. Работы в балке Гашун-Сала год как остановлены, в то время как кое-кто в калмыцком «Белом доме» купается в выделенных на объект федеральных деньгах.
С самого начала руководство региона заботилось в первую очередь о своём кармане, но не о страдающем от нехватки воды населении, испытывающем все тяготы полупустынного климата. Для чиновников главной задачей было выбить финансирование - источник своего личного обогащения. А то, что проект изначально содержал подводные камни, мало кого волновало.
Мина замедленного действия сработала пять лет спустя после начала строительства, когда в землю было закопано две трети из первоначально предусмотренных 1,3 млрд рублей. Выяснилось, что воду в водохранилище необходимо подавать полностью по трубопроводу, а водоподающий канал, планировавшийся на одной из частей трассы, из проекта исключить. В противном случае воду, открыто протекающую мимо животноводческих стоянок со скотомогильниками и проч., нельзя будет использовать не только для питья, но и в хозяйственных целях. Канал, к тому же, оказался довольно затратным делом.
Разработка нового проекта, его согласование с Федеральным агентством водных ресурсов, утверждение уточнённой сметы расходов требует, естественно, времени. Но проблема заключается далеко не только в технических перепланировках и переделках. Процесс строительства пробуксовывал и окончательно застопорился из-за выбора генподрядчика.
Им стало в 2011 году ОАО «Калмыцкое дорожное управление», которое к моменту объявления тендера уже дышало на ладан. Госзаказ на строительство дорогостоящего и сложного гидротехнического сооружения достался предприятию с подачи региональных властей. Причём все посвящённые знали: предстоящий огромный объём работ для местных дорожников, не обладающих ни соответствующим опытом, ни техникой со специалистами, будет неподъёмным.
Главной задачей гендиректора «Калмдора» Дмитрия Монастырского была, судя по всему, одна: обогатить за счет откатов высокопоставленных калмыцких чиновников.
«Прогнозы» очень скоро оправдались. Переводившиеся на счета многочисленных субподрядчиков деньги испарялись с той же скоростью, что и влага в степи после дождя. Объект между тем никак не обретал законченный вид. Генподрядчик, ОАО «Калмыцкое дорожное управление», был объявлен, как и ожидалось, банкротом, а исполнивший своё предназначение Дмитрий Монастырский, награждённый Орловым «за заслуги» должностью замминистра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, попал под уголовную статью в связи с финансовыми махинациями.
Высокопоставленный патрон, как говорят, прикрывает своего протеже, опасаясь разоблачений. Потому как количество коррупционных скандалов в Калмыкии и без того зашкаливает. Ещё один, да ещё в таких масштабах, может стать для Алексея Орлова последней каплей, которая переполнит терпение Кремля.
После утверждения исправленного проекта - с подачей воды в водохранилище через трубу - заказчик объекта, ФГУ «Калмкаспвод», должен будет объявить новый тендер на госзаказ. В итоге к 2020 году – такая теперь называется дата сдачи водохранилища в эксплуатацию – элистинцы обретут, возможно, своё рукотворное море. Появится туристско-рекреационная зона, дополнительный источник чистой питьевой воды, ресурс для орошения. Хоть немного, мечтают горожане, смягчится нынешний засушливый климат.
Впрочем, при нынешних властях мечты жителей Калмыкии, лелеемые без малого шесть лет, могут вновь оказаться несбыточной надеждой.
Дарсен МАРШАЕВ