Публицистика

09.02.2018 : 15.06

Криминал в Дагестане, криминал в Калмыкии. В чём отличие?

Громкие задержания высокопоставленных чиновников в Дагестане - экс-премьера республики Абдусамада Гамидова, бывших его заместителей Шамиля Исаева, Раюдина Юсуфова, а также экс-главы Минобрнауки Шахабаса Шахова, которым в Басманном суде Москвы предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, невольно наталкивают на аналогии с тем, что происходит в Калмыкии.

В июле 2017 года, напомним, человека из ближайшего окружения Главы РК, первого заместителя председателя правительства республики Петра Ланцанова арестовали по обвинению в мошенничестве.

На всю страну официальный представитель Следственного комитета России объявила, что в отношении первого вице-премьера Калмыкии возбуждено уголовное дело. Обвинение, которое ему было предъявлено - злоупотребление должностными полномочиями (ч.2 ст. 285) и мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

По подозрению в махинациях тогда же был задержан и заместитель министра сельского хозяйства республики Эрдни Кектышев.

По версии следствия, в 2011 году Петр Ланцанов, занимая должность министра сельского хозяйства Калмыкии, дал поручение подчиненным заставить более 400 сельхозтоваропроизводителей перечислить часть выделенных субсидий на счёт образованного в том же 2011 году холдинга «Мраморное мясо Калмыкии». Одна часть этих денежных средств была похищена, другая - использована не по назначению.

Как жаловались ограбленные чиновниками фермеры, «под видом заключения договоров о беспроцентном займе» сроком от 5 до 25 лет с них были собраны более 39 миллионов рублей. Агрохолдинг «Мраморное мясо Калмыкии», в пользу которого выбивались деньги, возглавлял глава КФХ «Адуч» Батор Адучиев. Протеже Петра Ланцанова ныне заседает в Госдуме и, соответственно, обладает депутатской неприкосновенностью. Мандат депутата парламента РФ, как говорят в народе, достался ему не без помощи первых лиц республики - в награду за сговорчивость и понимание.

Что касается главного героя калмыцкой криминальной истории, то он по-прежнему остается членом правительства РК, а именно – вице-премьером. Единственное, чего лишился Ланцанов, так это приставки «первый». За что обвиняемому сохранили высокую и почётную должность (с окладом, надо понимать) – остаётся только догадываться. Чтобы молчал и не сдал высокопоставленных подельников?

Принципиальное отличие дагестанской ситуации от калмыцкой в том, что в соседней республике временно исполняющий обязанности Главы РД Владимир Васильев сразу после скандальных задержаний правительственных чиновников отправил в отставку весь кабинет министров. Новый руководитель республики, рекомендованный на эту должность Владимиром Путиным осенью прошлого года, решительно расчищает авгиевы конюшни, избавляясь от коррумпированных управленцев.

У нас же – никаких выводов и комментариев со стороны представителей власти. Ропщут только сельхозтоваропроизводители, которые из-за воровства калмыцких банкиров и чиновников не могут теперь получать, как прежде, субсидии и льготные кредиты «Россельхозбанка». В результате сокращения объёмов господдержки тысячи фермерских хозяйств Калмыкии прекратили своё существование. Страдает, соответственно, местный потребитель. Из-за высоких цен баранина, говядина, продукты мясопереработки – традиционная пища степняков – становятся для людей малодоступными.

Надо ли удивляться, что из-за беспринципности региональных властей тенденция со злоупотреблениями, воровством бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства, в Калмыкии так и не преодолена. Доказательство тому - свежие примеры из криминальной хроники на тему махинаций в сфере АПК.

В январе 2018 года в суд направлено дело бывшего первого заместителя министра сельского хозяйства Калмыкии Олега Чомподова, которого в своё время со скандалом, вопреки протестам сельчан, руководство республики посадило на должность главы Администрации Малодербетовского РМО. Опять же вопрос: за что такое демонстративное покровительство и привилегии махинатору-чиновнику?

Обвиняемый, являясь первым заместителем министра сельского хозяйства РК, злоупотребил своими должностными полномочиями при рассмотрении документов КФХ «Санан» Сарпинского района на возмещение части затрат на строительство мелиоративной системы, что повлекло причинение ущерба государству в виде необоснованного предоставления субсидий указанному хозяйству в размере более 9 миллионов рублей.

А недавно возбуждено уголовное дело в отношении начальника Управления АПК того же Малодербетовского района, которому также вменяется в вину злоупотребление должностными полномочиями ( ч. 1 ст. 285 УК РФ). Подозреваемый подписал акты о приемке якобы построенной по госконтракту автомобильной дороги и справку о стоимости выполненных работ на сумму 3 миллиона 357 тыс рублей. В результате умышленных противоправных действий пострадал бюджет муниципалитета. Мог ли самостоятельно решиться на подобные махинации начальник муниципального ведомства? В это трудно поверить.

Такие случаи в республике – далеко не единичны. Станут ли действия борца с коррупцией врио Главы Дагестана Владимира Васильева примером для его калмыцкого коллеги? Или расчисткой наших авгиевых конюшен должен заняться Кремль? Под метлу федерального центра явно напрашивается попасть главный виновник криминального болота, в котором буквально тонут органы власти Калмыкии.

Руслан БАИРОВ



Назад к списку новостей