28 декабря 1943 года – трагическая дата в истории калмыков.
Насильственное выселение, ликвидация государственности и другие репрессии сталинского режима нанесли невосполнимый урон калмыцкому народу. И даже предновогодняя суета не может затмить ту боль, которая оставила свой отпечаток на каждом из его представителей.
28 декабря — памятный день жертв депортации калмыцкого народа. В этот день Калмыкия поминает тех, кто погиб, скорбит вместе с теми, чья жизнь и судьба были жестоко искалечены. Насильственное выселение калмыков — политическое преступление тоталитарного режима, на совести которого миллионы сломанных судеб.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», 28 декабря вышло постановление СНК за подписью В.М. Молотова "О ликвидации Калмыцкой АССР" и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Операция по депортации калмыков проводилась 28 -29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы».
Кроме калмыков, были депортированы и другие народы СССР, но даже на фоне их депортации высылка калмыцкого народа выглядела беспрецедентно. В отличие от других депортированных народов, большинство калмыков было выслано 28 декабря. Это был самый разгар зимней стужи. Сибирь же встретила калмыков 30-40-градусными морозами. Как отмечается в книге профессора Максимова К.Н. «Трагедия народа. Репрессии в Калмыкии. 1918-1940-е годы», «Поспешность при выселении, товарные вагоны, не приспособленные даже для перевозки скота в зимнее время, непривычные суровые сибирские морозы, отсутствие элементарных человеческих условий и какой-либо медицинской помощи в пути следования привели к страшным последствиям…». Многие из нас помнят и никогда не забудут рассказов наших бабушек и родителей о том, как на каждой из многочисленных остановок из вагонов выносили по несколько окоченевших трупов наших соотечественников. Кроме умерших в дороге, значительная часть выселенных прибыла на места спецпоселения тяжело больными. Многие из них были обречены на погибель в ближайшие месяцы.
Опять же, в отличие от других народов, кроме немцев Поволжья, калмыков разбросали по огромной территории. Причём, калмыцкий народ был расселен дисперсно, т.е. по всей Сибири: от Тюмени до Сахалина, от Ямала до Красноярска. Лишь очень немногие попали в Казахстан и Киргизию. Компактное проживание калмыков, в отличие от чеченцев, ингушей, балкарцев, турков-месхетинцев, не допускалось: не более нескольких семей на каждое село или деревню. Например, в Омской области 8480 семей были рассредоточены по 20 её районам. Кроме того, в отличие от мусульманских народов, выселенных в республики с мусульманским населением, калмыков не пускали к нашим братьям - ни в Бурятию, ни в Туву. Именно тогда, в ссылке, и были заложены основы угасания калмыцкого языка, так как калмыкам, под страхом наказания, запрещалось говорить на своём родном языке.
Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за якобы имевшее место массовое противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов. Первым заходом было депортировано 91 919 человек. За январь 1944 года к ним присоединилось ещё 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область - 24 325 человека, Красноярский край - 21 164, Алтайский край - 20 858, Новосибирская область - 18 333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Тюменской области было расселено в её северных округах — Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском. Поскольку выселение происходило во время суровых морозов, смертность при перевозке была чрезвычайно высокой. В местах вселения нередко вспыхивали эпидемии. В связи с запаздыванием нормативных документов и организационным беспорядком, места расселения калмыков «не были своевременно подготовлены к приёму, размещению и трудоустройству огромного количества людей в зимних условиях». В течение нескольких месяцев калмыки не имели работы, не получали никаких продуктов питания и медицинской помощи и были попросту обречены на вымирание.
Вышеперечисленные факты являются лишь малой частью скорбного явления уничтожения калмыцкого народа. Подобная политика советского государства по международным канонам классифицируется как геноцид.
Женщины-некалмычки, бывшие замужем за калмыками, также ставились на учёт и подвергались всем положенным репрессиям. Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего— в промышленном рыболовстве.
Депортация калмыцкого народа автоматически привела к ликвидации национальной автономии. В 1944 году Калмыцкая АССР прекратила свое существование. Её районы вошли частично в административное подчинение соседних областей, Ставропольского края.
В ноябре 1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной Войны», суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения более ужесточался. Документ предусматривал 20 лет каторжных работ за самовольный выезд из мест поселения.
Только через 13 лет (в 1957 году) автономия калмыцкого народа указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года была вновь восстановлена, но не в полном объёме, так как, до настоящего времени, несколько районов отошедших к соседним областям так и не были возвращены в состав Калмыцкой Республики.
Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков и других репрессированных народов СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшем преступлением (Декларация от 14 ноября 1989 года).
Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессии народов СССР, в том числе калмыков, были признаны актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия должны привлекаться к ответственности.
С тех пор выросло несколько новых поколений. Ради будущего мы должны помнить прошлое, помнить жертв сталинского геноцида. Забвение истории грозит ее повторением.
Наш гражданский и человеческий долг – сохранить историческую память, мир и согласие в обществе; сделать всё, чтобы будущее страны не было омрачено подобными трагическими страницами.
Национальный музей РК им. Н.Н. Пальмова начал цикл мероприятий, приуроченных к депортации калмыцкого народа.
В Элисте открылась выставка трофейной техники ВСУ и стран НАТО из зоны СВО. Посетить её можно с 21 по 24 ноября с 10.00 до 18.00.
Глава Калмыкии Бату Хасиков с временно исполняющим обязанности командующего войсками ЮВО Владимиром Кочетковым посетил выставку трофейной техники.
На очередной сессии Народного Хурала (Парламента) РК принят закон Республики Калмыкия «О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Калмыкия «О региональном материнском (семейном) капитале».
С прошлого года в республике реализуется очередная программа переселения из аварийного жилья.
В Элисте прошло заседание регионального штаба по обеспечению завершения строительства и реконструкции объектов капитального строительства.